Как мы искали очередную Панеретку

Начиналось все просто. Поскольку нормальных людей среди нас не было, то решение переться куда угодно в холодном ноябре было встречено с бурным щенячьим восторгом. Раскинули карты. На одной из них увидели интересную картину - подземная речка, впадающая в озеро Лонев в Новгородской области. Минимум половина из нас была спелеологами, поэтому решение приняли мгновенно.
Мы - это четверка потенциальных клиентов для желтого дома. Андрей Мушенков - жующее чудо, формальный руководитель экспедиции (с правом ответственности за все), Олег Павловский, прозванный Эцилопом за свой уникальный налобный фонарь, сделанный из велосипедной фары. Я - Алексей Меснянкин, семидесятипятикилограммовый закамуфлированный амбал. И единственная дама среди нас - Яна Малаховская, геолог и спелеолог в одном лице.
В поезде Андрюха встретил спелеологов, ехавших на Панеретку. Естественно, он всю ночь пропьянствовал с ними. И в 4 часа утра мы все большой и дружною толпой вылезли из поезда. Как ни странно, но мы сумели влезть в атобус, причем не заплатив. Наверное, это все потому, что с нами был Я (скромненько так).
На автовокзале в Боровичах нас чуть не хватил инфаркт. Мы тихо-мирно кушали водочку с горячим супчиком и ждали автобус, когда в зал ожидания влетел спелеолог с квадратными глазами (вы не подумайте зря, обычно глаза у них не такие) и, заикаясь и задыхаясь, прошептал:”Народ!!! Занимайте очередь в кассу, занимайте места. Там такое... такое... там 80 человек туристов... построились и пересчитываются!” И тут вошли эти туристы. Вы что-нибудь слышали о туристическом агентстве “Последний путь”? Видимо, это оно отправило их в поход. Самому младшему из этих туристов было на вид не меньше 50-ти. В результате расспросов выяснилось, что они идут по местам боевой славы Суворова. Кто знает, может быть, это были последние солдаты его армии... Тогда врут историки, и армия Суворова в основном состояла из амазонок. Строго в шесть часов утра эти амазонки взялись делать зарядку, и делали это с великим энтузиазмом. Ребята, я просто обзавидовался - такая сила воли... Хотел бы я в свои 70 быть таким...?
Тем не менее нам повезло - старички-бодрячки ехали другим автобусом. Поэтому мы без проблем доехали до колхоза (или совхоза, черт его знает) “Решительный”, а дальше пошли пешком.
До Панеретки добрались без происшествий. ЗРЕЛИЩЕ КРУТОЕ - две ноздри, из которых хлещет вода. Потом мы увидели третью ноздрю, которая была практически сухой. Но гидры или хотя бы комбеза ни у кого из нас не было, поэтому внутрь не полезли. Впрочем, я не теряю надежды еще побывать под землей по своему желанию и раньше, чем меня туда упрячут в гробу.
Примерно в трехстах метрах ниже по течению Мсты от лагеря (т.е. от Панеретки) Олег с Андреем обнаружили интересную вещь. Там во Мсту впадает какой- то ручей, причем он спадает с нескольких террас. Получаются такие широкие полукруглые водопадики, с которых вода стекает тонкими струями. Все это дело заросло длиннобородым мхом и выглядело потрясающе. За каждым из водопадов вполне могло спрятаться несколько человек. Олег во всем этом великолепии усмотрел сходство с японским садом. А у Яны при виде камней в водопадах взыграли палеонтологические инстинкты, и она полезла искать брахиопод. Что это за звери, мы не знали, поэтому на всякий случай держались подальше. Брахиопод не нашли, но с пустыми руками в лагерь идти не хотелось, поэтому в качестве доисторического ископаемого прихватили с собой обыкновенное бревно (которое, кстати, является большой редкостью на Мсте). Торжественный момент появления нас в лагере с шестиметровой брахиоподой на плечах вселил ужас в сердца простодушных спелеологов. Поэтому они перепугались и попрятались, чем мы не замедлили воспользоваться и выжрали все макароны, которые они в этот момент готовили. Потом мы сказали, что все съела брахиопода. Рассвирепев, они схватили топоры и изрубили несчастного зверя в куски, после чего предали его останки ритуальному сожжению, попутно выпив водки за упокой ее души.
Затем мы полазили по Мсте, посмотрели на пороги, наелись рябины и пошли вверх по Панеретке. Примерно через час добрались непосредственно до поноров - мест, где река уходит под землю. Зрелище незабываемое - река разбивается на множество рукавов, каждый из них впадает в небольшую лужу. В одной из таких луж на дне была заметна дыра, в которую проваливались листья, плывущие по реке. Шест, вставленный туда, ушел на глубину человеческого роста. Но ход очень узкий, не пролезть. Хотя не исключено, что его можно раскопать.
Со спелеологической точки зрения, более перспективным представляется другой понор. Во-первых, он довольно широк, во-вторых, он выше уровня воды, т.е. заполняется только во время паводка.
Дальше мы пошли вверх по течению Панеретки. КАКИЕ ТАМ ЛЕСА! Это настоящая тайга - под ногами толстенный слой мха, огромные ели, завалы из бурелома и река, на которой мы даже пороги увидели. Какими только проклятьями мы не осыпали себя за то, что не взяли фотоаппарат. Олег прыгал и кричал, что пойдет по Панеретке на байде. Правда, я в этом сомневаюсь - там очень часто встречаются завалы из поваленных деревьев. Удивительная река Панеретка - чем ближе к истокам, тем она шире.
Уже вечером вляпались в какое-то болото. До темноты был еще час времени, но возникли сомнения в том, что за этот час мы из него выберемся. Поэтому, как только на каком-то богом забытом островке увидели место, не покрытое снегом, то стали дружно орать, что здесь надо стать лагерем. Мушенков был настроен пилить дальше и героически заночевать в болоте. Пришлось заткнуть ему рот банкой вареной сгущенки (хоть и жалко было). Он мгновенно подобрел и, схватив топор, бросился искать дрова.
Ночевку описывать не буду - было холодно и неинтересно, и все корни вылезли из земли, чтобы не дать мне возможности выспаться.. Утром Андрюха проснулся первым и полез разводить костер. Затем из палатки выползли мы с Олегом. Яна продолжала спать дальше. До этого она неоднократно расписывала нам, какие адские муки ждут нахала, который попытается ее разбудить. Смертельно напуганные этой картиной, мы ждали, когда она изволит выйти к завтраку. Часов в одиннадцать этот великий момент настал. Пожравши... простите, вкусив благословенный утренний харч, мы взвалили рюкзаки на свои могучие плечи и полезли форсировать болото.
Сам процесс преодоления болота неинтересен. Правда, я пытался изобразить из себя комбайн и слопал всю клюкву, которая попалась мне на дороге. От зависти обозвав меня обжорой, ребята вылезли из болота и упали отжиматься.
К вечеру вышли к деревне Остров - пять домов, два жилых, на дороге следы сапогов 48-го размера. Торжественно промаршировали по улицам деревни, чем сильно напугали аборигенов (еще бы - небось не каждый день к вам в деревню приходит столько же народа, сколько в ней живет) и пошли через заснеженный луг (вероятно, это был мышиный рай) в сторону озера. По сложившейся традиции, на сон грядущий забрались в болото. Мушенков влез на поваленное дерево и попытался изобразить из себя не то водяного, не то кикимора (т.е. кикимору мужского пола), чем смертельно напугал местную ворону, которая свалилась с дерева и долго бранилась, взлетев обратно.
В этот день к озеру так и не выбрались. Ночевали на краю болота. В этот вечер мы заметили, что на шесть часов ходьбы у нас приходится шесть часов вечернего трепа возле костра. Правда, через неделю мы поняли, что это фигня и трепемся мы всегда - и когда идем, и когда сидим у костра, и когда спим, и даже когда трепемся... Так что мы объявляем конкурс трепачей. Присоединяйтесь, люди...
Утром, а вернее днем, предприняли попытку все-таки найти, где река уходит под землю. Для этого пришлось снова вернуться к Острову и оттуда идти вниз по течению реки. Здесь нас постигло величайшее разочарование - она никуда не уходит, а просто растворяется в болоте. Правда, мы прошли не весь путь по ее руслу, но очевидно, что она так и уходит в это болото. Граждане спелеологи, вам нечего там делать, оставайтесь на Панеретке.
Все-таки мы предприняли попытку выйти к берегу озера, но это не удалось. Не весь берег заболочен (мы видели высокий берег, когда впервые вышли к озеру), но незаболоченный участок относительно невелик и находился довольно далеко от нас. Андрей не мог смириться с мыслью о том, что до озера ему не добраться, поэтому бросил нас в лесу вместе со своим рюкзаком и скрылся в болоте с криком:”Дойдем до озера”. Сам он назвал это последним походом с целью очистки совести. Честно подождав его 3 минуты, мы развели костер и сели греться. Этот момент напоминал сцены из произведений Джека Лондона - если остановился, то сразу разводи костер, иначе замерзнешь.
Так или иначе, а к озеру все-таки не вышли. Поэтому снова вернулись к деревеньке, откуда шла дорога к трассе. По ходу дела возникла версия, что своими частыми появлениями мы заинтриговали местных жителей (три раза за два дня прошли мимо деревни). Может быть, как только мы скрылись за поворотом дороги, они схватили лопаты и бросились в лес искать то-не-знаю-что. Если услышите какую- нибудь легенду, связанную с озером Лонев, то сообщите нам, пожалуйста. Не исключено, что она родилась после нашего похода.
Как всегда, самым маразматическим моментом похода была сброска, больше похожая на эвакуацию. Единым духом пронеслись по грунтовым дорогам до трассы Боровичи - Лыкошино, переобулись и двинулись в сторону ленинградской жел. дороги, т.е. в Лыкошино. Двадцать километров за 3.5 часа... застопить машину не удалось... ноги сбили, идиоты... короче, маразм.
Пришли на станцию. До электрички на Бологое - полтора часа, поезда на Москву здесь не останавливаются, и вокзал закрыт. И сволочные бабы на станции не хотят его открывать. Пришлось сесть на перроне возле какой-то стенки и накрыться спальниками. Хуже всех пришлось Олегу - он был в кроссовках (мы - в ботинках). Правда, он не сбил ног, но сильно мерз. Поэтому он не сидел, а прыгал по перрону, пытаясь согреться. Зрелище было незабываемое - в свете прожекторов, как софитов, прыгал нехилый мужик с привязанным к заду дэвайсом, называемым попой (уж извините, так она и называется... эта штука хорошо знакома любому туристу). Сначала он исполнял песню про Джамайку - в хлопьях падающего снега это наводило на веселые мысли о ядерной зиме и т.д. А затем нами был проведен пацако-четланский концерт на тему, как жить дальше без теплого пальтишки и белья (ну очень актуальная была тема). Помните:”Мама, мама, что я буду делать?”. А мы сидели под стеной и орали :”И-ку, и-ку...”. Короче, было весело и грустно оттого, что не было видеокамеры.
А потом бабы на станции смилостивились над нами и пустили в коридор погреться. Там мы оттаяли, перекусили и двинули на пришедшей электричке в Бологое. Там прямо на перроне к нам подошла какая-то дама, представилась проводницей и спросила, не хотим ли мы в Москву. В Москву мы хотели, но побоялись того, что нас “кинут”, и поэтому купили билеты в купейный вагон (нет, мы не новые русские, просто других не было). Ехали в ментовском купе, изображая охрану поезда. Было тепло и сонно. А утром, ковыляя на обе ноги, мы снова шли по перрону ленинградского вокзала.
Так мы развенчали очередной миф. Люди, не верьте картам - карты врут. А если есть какие-нибудь вопросы, то шлите мыло (e-mail: avm@optics.sinp.msu.ru).