О ПОСТАНОВКЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В CОВМЕСТНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ОПТИКИ КОГЕРЕНТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Короленко П.В.

Профессор кафедры оптики и спектроскопии физического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова

pvkorolenko@rambler.ru

 

Справка: Совместная лаборатория оптики когерентного излучения кафедры оптики и спектроскопии физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и отдела оптики низкотемпературной плазмы ФИАН им. П.Н. Лебедева была создана в 1998 году в качестве структурного подразделения физического учебно-научного центра «Фундаментальная оптика и спектроскопия». Соруководителями лаборатории являются зав. отделом оптики низкотемпературной плазмы ФИАН профессор Очкин В.Н. и зав. кафедрой оптики и спектроскопии физического факультета МГУ профессор Михайлин В.В. Совместные исследования проводятся в области физики газовых лазеров. Основное внимание уделяется процессам формирования пространственно-временной структуры лазерного излучения и физическим свойствам лазерно-активной плазмы.

Создание совместной лаборатории (СЛ) оптики когерентного позволило организационно оформить на качественно новом уровне давние связи физиков кафедры оптики и спектроскопии Московского университета и отдела оптики низкотемпературной плазмы ФИАН. Еще в начале 60-х годов на заре «лазерной эры» сотрудниками кафедры и отдела были проведены совместные исследования механизма генерации газовых лазеров. Многие их результаты до сих пор не потеряли своей актуальности. Успех совместной работы во-многом был предопределен тем, что удалось объединить опыт двух научных школ, работающих в области физики низкотемпературной плазмы, оптики и техники спектроскопии. Плодотворное научное сотрудничество положительно сказалось и на организации учебного процесса на кафедре. На кафедре были введены новые спецкурсы, отражающие изменения в тематике научных исследований. Руководство ФИАН имело возможность отбирать лучших выпускников кафедры, получивших необходимую специализацию, для работы в институте. Ряд выпускников кафедры быстро добились в науке значительных успехов, стали видными учеными. Среди них и нынешний зав. отделом оптики низкотемпературной плазмы профессор Очкин В.Н.

Кризисные процессы в науке последних лет привели к тому, что «накатанные» методы и формы учебной и научной работы перестали себя в полной мере оправдывать. Снижение престижности научной деятельности, невостребованность ее результатов, ограниченность материальных ресурсов стали отрицательно сказываться на качестве подготовке кадров, привели к сбою в темпах исследований, больно ударили по преемственности поколений в различных научных школах. Эти отрицательные явления наиболее отчетливо проявились в области экспериментальной физики и в, частности, в сфере подготовки специалистов по экспериментальной оптике. Организация учебно-научного центра (УНЦ) «Фундаментальная оптика и спектроскопия» в рамках программы «Интеграция» создало предпосылки для улучшения ситуации.

Рассмотрим на примере СЛ оптики когерентного излучения как реализовывались программные установки УНЦ в области экспериментальной подготовки студентов в первые годы становления лаборатории. В основу этой работы была положена концепция, направленная на создание в отделе и на кафедре ряда учебно-научных установок, на которых студенты могли бы наряду с учебными упражнениями по освоению методов исследований и методик измерений выполнять курсовые и дипломные работы с элементами оригинальных научных разработок. Работа на учебно-научных установках представляет собой более высокую ступень экспериментальной подготовки студентов, по сравнению с обычными учебными практикумами. Статус учебно-научной установки был присвоен тем экспериментальным стендам, которые удовлетворяли следующим основным требованиям: актуальность тематики проводимых на них исследований, оснащение современным оборудованием и совершенной измерительной техникой, укомплектованность необходимым персоналом сотрудников, выполнение в полной мере правил техники безопасности. Наконец, одно из самых важных требований состояло в обеспечении работающих на установке студентов специальными методическими разработками, содержащими изложение теоретических основ выполняемой работы, описание методики измерений, порядка и правил эксплуатации экспериментальных модулей. Кроме того разработки, должны были содержать описание учебных упражнений, которые студенты выполняют на предварительной стадии работы на установке, а также требований к оформлению полученных результатов. В настоящее время вышеуказанный статус получили три установки. Одна из них находится на кафедре и предназначена для проведения исследований в области сингулярной оптики. Две другие располагаются в отделе ФИАН и предназначены для использования и совершенствования методов соответственно диодной и КАРС-спектроскопии. На эти установки УНЦ выделял дополнительное финансирование с целью компенсации эксплуатационных расходов и проведения необходимой модернизации. Сотрудники же, руководящие работой студентов, получали из средств УНЦ надбавки к должностным окладам. Надбавки к стипендиям получали также студенты, успешно выполняющие задания в ходе работы на установках. Тем самым обеспечивалась строгая адресность в распределении средств, поступающая по линии УНЦ. С точки зрения учебного плана работа студентов на установках соответствовала его разделу, относящегося к разделу «Работа в лаборатории по специализации» и регламентировалась индивидуальными планами подготовки. Практика показала, что после выполнения ряда упражнений и курсовых работ на учебно-научных установках студенты более осознанно подходят к выбору темы дипломной работы. При этом число студентов, выполняющих дипломную работу на кафедре и в базовом отделе ФИАН делится, примерно, поровну. Сотрудники отдела также получили возможность более пристально присмотреться к работающим у них студентам и подобрать наиболее подходящих кандидатов для приема на работу и в аспирантуру.

Было бы неправильно считать, что учебно-научные установки «списываются в тираж» с точки зрения их использования в плановых научных исследованиях. Напротив, благодаря дополнительному финансированию, их возможности для проведения исследований новых физических явлений лишь увеличиваются. Работающие на установке студенты также быстро становятся полезными и инициативными помощниками. Так, с участием студентов на установке по КАРС-спектроскопии в отделе оптики низкотемпературной плазмы были недавно открыты и исследованы новые поляризационные эффекты, а на кафедре в минувшем году на установке по сингулярной оптике был впервые рассмотрен механизм преобразования оптических аберраций в топологические возмущения волнового фронта. Дипломные работы выпускников кафедры этого года Сердючнко А.Ю. и Меснянкина А.В., включившие результаты указанных исследований, были признаны на кафедре одними из лучших.

Таким образом, использованная в рамках СЛ когерентной оптики форма повышения уровня подготовки студентов в области физического эксперимента оказалась достаточно эффективной. Планируется, что в ходе дальнейшей реализации программы УНЦ в области учебно-научной работы число учебно-научных установок будет увеличено. Тем не менее внимание к этому направлению работы не должно привести к тому, что будут игнорироваться другие важные компоненты совершенствования экспериментальной подготовки учащихся, такие как модернизация учебных спецпрактикумов и разработка новых лекционных демонстраций. Эти составляющие учебной работы также должны найти отражение в планах работы СЛ.