Василий Титов
О бедном пирате замолвите слово...
История развития программного обеспечения насчитывает порядка 40 лет. Вначале компьютерной эры программированием занимались разработчики первых ЭВМ. Затем, с появлением первых языков высокого уровня, программирование стало уделом научных институтов и отделов крупнейших фирм. К этому времени относятся и первые коммерческие программы – заказы от банков на автоматизацию финансовых вычислений. К началу 70х годов началась эпоха миникомпьютеров. Основным распространителем программ являются производители компьютеров, содержащие свой собственный штат программистов, которые разрабатывают к ним операционные системы и практически полный набор средств разработки. Большинством сотрудников в вычислительных центрах становятся программисты. Тогда же появляются первые фирмы, занимающиеся исключительно производством прикладных программ.
Вторая революция началась в 1980 году с появлением 16-разрядных персональных компьютеров. Фирма IBM, выпуская свой ставший знаменитым IBM PC, объявила его архитектуру открытой. То есть его компоненты, периферию и программное обеспечение могли делать независимые производители. Этим и воспользовался Билл Гейтс, уговоривший IBM заказать у него операционную систему. Но так как до этого Microsoft занимался производством BASIC'a для различных компьютеров, включая автономный, собственной операционной системы для процессора 8086 у него не было. Поэтому он купил её за 60 000$ у фирмы Seatle Computer Products, переименовав её в MS-DOS 1.0. Её разработчиком был Марк Збройвски, оставивший свои инициалы во всех программах для PC.С увеличением числа персональных компьютеров программистские фирмы стали продавать программы пользователям напрямую.
В 1984 году появились первые Shareware-программы. Их идея заключается в том, что они распространяются свободно и пользователю достаются бесплатно. Оплачивать нужно только их использование, причем факт использования определяет сам пользователь. В такой ситуации распространять дефектные программы не имеет смысла, и поэтому многие программисты обещают бесплатно высылать зарегистрировавшимся (т.е. заплатившим) пользователям новые версии своих программ. Обычно к такой программе прилагается сообщение типа "Если Вы нашли нашу программу полезной, перешлите $10 на наш счёт". Таким образом, авторы наиболее удачных программ зарабатывают больше миллиона долларов в год.
Отдельного упоминания заслуживают компьютерные игры. Первые игры появились в начале 70х. Первые полтора десятка лет текстовые игры были в основном сетевыми и работали на миникомпьютерах, практически не распространяясь в связи с их несовместимостью. С появлением цветных мониторов на персональных компьютерах появилась и целая индустрия производства компьютерных игр с рекламными компаниями, маркетингом, выставками и быстрой сменой фаворитов. Цены на эти игры приблизительно такие: в США – 50-80$, в Европе – 30-60$, в России – 20-40$ за коробку. То есть распределение доходов практически совпадает с кинобизнесом. Стоимость игры совсем не зависит от качества. Например, это не мешает создавать такие Shareware-игры как Doom.
В современном мире программа больше напоминает услугу, чем продукт. Если разрешить патентовать каждое удачное решение, то это приведет к монополизму крупных компаний (скупающих патенты). Если требовать заочную оплату программ (т.е. покупку коробки), то это локализует их продажи и опять же выгодно крупным компаниям с большой дилерской сетью. Сейчас наиболее разумно именно распространять программы как Shareware через Internet и осуществлять помощь пользователям в конференциях.
Открытое распространение программ - лучшая альтернатива микрософту.

Обратно...