Содержание

 Кафедра 

Оптики и Спектроскопии
 Кафедра 

Оптики и Спектроскопии
 Кафедра 

Оптики и Спектроскопии
 Кафедра 

Оптики и Спектроскопии
Ваш вариант эмблемы для кафедры Оптики и Спектроскопии

Драма в решительных действиях со счастливым концом.


Действующие лица:
  • Саша, примеривающий шкуру третькурсника, а на самом деле - студент 4-го курса.
  • Сотрудники кафедры Оптики и Спектроскопии.
  • Аня - главный редактор, незримо поддталкивающий Сашу на шалости и хулиганства.

    - Здравствуйте, Николай Николаевич. Тут мне поручили взять интервью у сотрудников кафедры Оптики и Спектроскопии... Вот, решил начать с вас!

  • - Ох, что бы сказать такое умное... Я бы про компьютеры чего-нибудь сказал. - Николай Николаевич поднимается, улыбается и ставит чайник.
  • -Есть у нас на кафедре такая проблема - применение компьютеров для научных исследований. В применении компьютеров есть 2 аспекта - как инструмент чисто научного исследования и в научном делопроизводстве, которое очень важная часть современной науки. И в первом, и во втором аспекте подходов еще нет, и в отношении сотрудников к этой проблеме царит так называемая "ептыть".  Николай Николаевич

    Ептыть - это мифологизированное, искаженное отражение реальности, которое живет самодостаточной самовоспроизводящейся жизнью и ни в чем, кроме себя, не нуждается. Например, "новое - значит лучшее". Люди все время ставят более новое программное обеспечение, хотя "новое" и "лучшее" - совершенно разные понятия. Люди перестают оценивать "лучше-хуже", начиная с шестилетнего возраста. Существуют методы адекватные задаче и неадекватные - это не люди говорят "новее - лучше", это говорит их ептыть, и "новое" вообще ничего не значит. Нам не нужна лучшая, нам не нужна новая техника - нам нужна адекватная техника, отвечающая поставленным задачам.(Аминь!!! - А.С.)
  • - Николай Николаевич, не могли бы вы по буквам написать, какой термин вы имели в виду?
  • - Е.П.Т.Ы.Т с мягким знаком - душа Россиянии, понимаешь.
  • - Михаил Михаилович, а вы бы что пожелали студентам?
  • - Чтобы аппаратуру не ломали, - смеется Михаил Михаилович.
  • - А опыт исследователя пропорционален сломанному оборудованию, - следует контраргумент Николая Николаевича.
  • - Тогда, чтобы ломали побольше! Кстати, вы помните то чудовищное количество оптических элементов, вывезенных после 45-го года из Германии? Это была такая оптика! - в коробках из-под немецких папирос с этими, как их, гербовыми...
  • - Акцизными марками.
  • - Да, с акцизными марками 3-его рейха! со свастиками, орлом... Оптика и сегодня в прекрасном состоянии. Да оптика, в общем, не стареет. Что еще пожелать ... Чтобы они побольше внимания уделяли экспериментальной части. Все эти компьютеры, численные методы - это все здорово, но без эксперимента это - ничто. Вообще-то на эту тему вам лучше поговорить с Татьяной Ишхановной - она на этом зубы сточила и пальцы стерла.
  • - А как найти ...
  • - С Северной стороны, - говорит Николай Николаевич, - поднимаетесь по лестнице аж на 7-ой этаж, там такая надстройка на крыше, в ней и есть эта лаборатория. Я вам рекомендую подняться, хотя бы для того, чтобы взглянуть на этого Ломоносова с такой высоты.
  • - Спасибо. Михаил Михаилович, как вас представить?
  • -Ну ... просто - техническое обеспечение. Хорошо?
  • -Да. А вас, Николай Николаевич?
  • -М.Н.С. Хм, что значит - мало нужный сотрудник.


  • -Здравствуйте, Павел Васильевич. Я...
  • -О, извините, вы же видите - я нахожусь в стартовой позиции, - Павел Васильевич кладет руки на подлокотники кресла.- Я сейчас срываюсь, а вы подойдите часа через полтора, хорошо?
  • -Хорошо.
  • 1-80а. Я осторожно заглядываю в кабинет заведующего кафедрой В.В.Михайлина. -
  • Здравствуйте ... - Я объясняю свои цели.
  • -Нет, лучше вам подойти к Михайлину. Я человек, ну, ... сухой, а он вам все подробно расскажет. А так... Для создания наиболее полного представления о кафедре вам необходимо осветить деятельность как минимум трех групп. Например, Короленко Павла Васильевича, занимающегося компьютерной оптикой. Есть группа, изучающая твердотельные лазеры. Ее ведут главный научный сотрудник Кравцов Н.В. и старший преподаватель Наний О.Е. Также перспективно направление, разрабатываемое Одинцовым А.И. и Федосеевым А.И. - переходы в мощных газовых лазерах.
  • А Михайлин сейчас на совещании в 19-том корпусе НИИЯФ. Ему звонили, там говорят - совещание уже кончилось, так что ждите. И, пожалуй, не три, а четыре направления - еще Р.М.Умарходжаев. И, конечно, направление Михайлина.
  • -А как вас представить?
  • -Васильев, Андрей Николаевич, доцент.
  • Я стучусь в 1-76 - лабораторию Одинцова А.И. Там никого нет, и я заглядываю в приоткрытую дверь противоположной лаборатории кафедры Оптики и Спектроскопии.  Лебедева Вера Владимировна
  • -Здравствуйте, - говорит Лебедева Вера Владимировна, наш преподаватель спецкурса.
  • -Здравствуйте...
  • -Да вы просто откройте мой учебник "Экспериментальная Оптика". В главе "Введение" уже все написано. И почему, и как. Вот, смотрите, абзац - Международные конференции. Ведь они проводятся только по оптике. В 1991 году я была на такой конференции (как раз в те дни Ленинград переименовали в Санкт-Петербург). Там было, в общем, много интересного. Сейчас с оптикой сталкиваются не только специалисты, но и окончившие школу. Применение лазеров, например. Иду я как-то по ГЗ, и кто-то решил меня попугать: раз - и у моих ног на полу оказывается прыгающее красное пятнышко. Жаль, у меня не было с собой лазера, не могла ответить.
  • Еще лазеры используются в кино - однажды, в прошлом году, мне пришлось лететь на Боинге, и в салоне показывали мультфильмы. Это создается тремя лазерами, я-то знаю, какими. Два аргоновых - синий и зеленый, с длинами волн 4880 A и 5145 A, а третий красный, криптоновый - 6400 A, и получается цветная картинка. У нас в лаборатории все эти лазеры были, но сейчас все сдохли - слишком сложная экспериментальная техника для них.
  • Ведь нужно понимать, как работают эти лазерные принтеры, лазерные диски - все это тоже обычная жизнь. Поэтому оптическое образование нужно не только на высшем, но и на среднем уровне. Оптическое образование необходимо не только в Университете, но и в школах. Но, к сожалению, в школах оптика преподается даже ниже среднего.
  • Но американцы это понимают, и эти доклады были чрезвычайно интересными. Так, был доклад о том, что было в небе над Санкт-Петербургом в прошлом столетии. Это была настолько красивая картина, занимающая все небо, что художник-любитель зарисовал ее - сфотографировать тогда было невозможно - и она попала на обложку журнала "Нива", а один из участников конференции разгадал, рассматривая ее с научной точки зрения, что это могло означать. Тогда я поняла некоторые эффекты. Например, эффект ложных солнц, я рассказывала на лекции? вы были? НЕТ? Это само солнце, и два ложных рядом. Потрясающе красиво. Этот эффект связан с тем, что в небе образуются ледяные кристаллы в виде шестиугольных призм. Они падают вниз и вращаются, и солнце преломляется в них, как в обычной призме, и преломляющиеся лучи образуют такую картину. Еще мне удалось видеть зеленый луч. Вы знаете, что это?
  • -Последний луч заходящего солнца?
  • -Да. Его было видно секунд пять. Понятно, как он образуется?
  • -Что бы вы пожелали студентам?
  • -Оптику нужно знать, понимать оптику, потому что оптика на каждом шагу.

  • -Здравствуйте, Виталий Васильевич. Я ...
  • -Ну, вообще-то есть стенд, где студенты могут о нас узнать, он ведь специально подготовлен,чтобы....
  • -Хотелось бы услышать лично ваши пожелания студентам и пару слов о кафедре вообще.
  • -Наша кафедра расширила прием до 17 человек, а на 4-ом, 5-ом курсе обучается более 20 человек. И с других кафедр к нам переходят, так как есть несколько хороших направлений - синхротронное излучение, например, ведь его использование - самая бурно развивающаяся область науки - применимо от физики твердого тела вплоть до химии и биологии - везде, где изучается взаимодействие излучения с веществом. Наши самые серьезные последние успехи - два гранта по интеграции АН и высшей школы. Первый
    разрабатывается вместе с ФИАНом, как головным учреждением, МФТИ (кафедра оптики), МИФИ. Второй - грант УНЦ по синхротронному излучению, который мы возглавляем; такой мы создали впервые.Вы можете обратиться к Наталье Леонидовне, она у нас собирает сведения для студентов 3-го курса.
  • -Спасибо, - говорю я, получая от Натальи Леонидовны Семеновой книжечку о кафедре. - Не могли бы вы сказать пару слов...
  • -Да нет, спасибо, я сотрудник на кафедре новый и поэтому лучше вам ... Вот, пораспросите лучше аспиранта.
  • -Скажите, почему ...
  • -Оптика встречается во всех областях физики, и в этом плане она
  • - традиционная классическая наука, которая требуется везде. Специалист-оптик - универсальный человек в физике. Где есть физика - оптика всегда есть тоже. Как меня представить? Просто. Аспирант.
    КНО, 6-07. Кравцов Н.В.
  • -Вы как нельзя кстати. Как раз В.В.Михайлин хотел, чтобы я предоставил статью о нашей лаборатории. Итак, лаборатория физики твердотельных лазеров. Состоит из теоретической и экспериментальной групп, в составе которых 9 человек, среди них и студенты, и аспиранты. Основные направления - нелинейная динамика, физика т/т лазеров. В последние годы созданы т/т лазеры нового поколения с КПД, повышенным почти в 50 раз, которые используются практически во всех мыслимых направлениях науки и техники - от медицины до резки металлов. Мы же исследуем маломощные т/т лазеры, которые применимы в оптической связи, измерительной технике, лазерной гироскопии, при проведении фундаментальных физических исследований. Лаборатория занимает лидирующее место в России в области создания и исследования кольцевых т/т лазеров. Наши успехи в этом направлении общепризнаны. Вся теория кольцевых т/т лазеров создана сотрудниками лаборатории. Основные направления исследований - физика взаимодействий встречных волн в кольцевых лазерах и возможность применения лазеров в качестве стандартов частоты и лазерной гироскопии. Сотрудники лаборатории имеют более 200 публикаций.
  • -Сколько человек вы берете и какие к ним требования?
  • -От 0 до 6 человек. У нас более высокие требования, чем в среднем по физфаку. Зато все студенты, сделавшие диплом, имеют публикации в ведущих научных журналах, и, как правило, остаются в аспирантуру. Для нас главное не зачетка, а желание работать. Мы стараемся привлекать к работе уже со второй половины 3-го курса. Все выпускники получают дополнительные знания по компьютеру. Пожелания? Знать английский язык. Обо мне? Я - выпускник физфака, профессор, получаю президентскую стипендию по науке.

    Лаборатория Ц-76. За компьютером сидят Анатолии Ивановичи - Одинцов и Федосеев.

  • -Здравствуйте, я ...
  • -Здравствуйте. А вы сами с какой кафедры? Оптики и спектроскопии? Ага. - отвечает Федосеев. - Ну, что ж, Анатолий Иванович, наша лаборатория здесь представлена двумя сотрудниками, так что давайте говорить будете вы.
  • -Да нет, Анатолий Иванович, давайте лучше вы расскажете.
  • -Нет, нет, как старшему, я уступаю вам это право.
  • -Что ж, как старший, я бы поручил это вам...
  • -Ох, мне нужно сходить в буфет, пока он не закрылся. - Анатолий Иванович Федосеев поспешно исчезает.
  • -Какой скользкий, - с улыбкой поворачивается ко мне Анатолий Иванович Одинцов. - Мой ученик.
  • -Что я могу рассказать вам так, без подготовки... Пусть лучше студенты приходят к нам на кафедру, на двух встречах по 30 человек приходило, было очень интересно... Тема нашей группы достаточно модная в настоящее время - мы изучаем нелинейный динамические системы. Эта область так и называется - нелинейная физика. Поведение нелинейных систем очень сложное; примеры - турбулентность газа или плазмы, развитие волн, фронты бегущих химических реакций - таких, как реакция Белоусова-Жаботинского. Мы занимаемся нелинейной динамикой лазерного излучения - в системе со стационарными, стабильными внешними параметрами, с постоянной накачкой вдруг , без каких бы то ни было внешних флуктуаций и причин возникают всякие динамические режимы - пульсации, хаотические генерации. Динамический хаос-вещь очень интересная, этим, как математик, занимался наш ректор Садовничий. В библиотеке висел стенд, посвященный 80-летию Пригожина Ильи Романовича. Нобелевский лауреат,основоположник теории динамического хаоса. Приезжал к нам года 2 назад,читал лекцию.Работает семинар... Что бы пожелать студентам ? Чтобы они серьезно интересовались наукой - для ЭТОГО у нас есть все возможности .

  • -Павел Васильевич...
  • -На встрече со студентами 3-го курса я уже все рассказал, хотя и поставил себя в ограниченные временные рамки. Мы в нашей лаборатории занимаемся физическими проблемами, связанными с преобразованием пространственно-временной структуры когерентного излучения в лазерно-активных средах и каналах распространения лазерного излучения. Есть целый ряд действующих экспериментальных стендов, которые позволяют проводить исследования процессов преобразования структуры пучков на атмосферных трассах, созданных с использованием зданий МГУ. Нельзя извлекать информацию из таких пучков, не привлекая компьютерные методы, в том числе разрабатываемые и у нас.
    Если вы уже успели познакомиться с нашей кафедрой, то, наверное, согласитесь, что если студент желает чего-нибудь добиться в науке, то такая возможность на кафедре есть. Если студент хочет ничего не делать, то такая возможность на кафедре тоже есть. Вон, у меня за спиной, студент, он день работает - семь отдыхает, а вот человек - вкалывает с утра до вечера. Те студенты, которые хотят, чтобы им было просто интересно, тоже смогут найти себя на кафедре; они быстро убедятся, что здесь можно интересно жить и работать. У нас много нетривиальных людей. Вы там впишите: "Помню, у него на столе лежали рукописи стихов, которые он рецензировал с такой же охотой, как и статьи своих научных сотрудников"...
    Табличка на двери лаб. 2-02:
    Начальник лаборатории радио-
    оптического резонанса
    Рауф Муртазаевич Умарходжаев,
    доктор ф.-м. наук и специалист тех наук.
    Прием по личным вопросам
    пон: 17-00 - 18-30
    среда: 21-00 - 24-00
    четверг: рыбный день.
    Каковы направления вашей научной деятельности?
  • 1) Разработка магнитометров для измерения сверхслабых магнитных полей, в т. ч. человека
  • 2) Разработка навигационных систем для ориентации по МП Земли, создание гироскопа на основе ЯМР) Применение спин-ориентированных систем для проверки гипотез современной физики. (Проверка существования сильно запрещенных электродипольных моментов и поиск новых типов дальнодействия, например, орионного.)
  • 4) Изучение воздействия МП на рост специально созданных методами генной инженерии клеток совместно с институтом Шемякина-Овчинникова. Эксперименты уникальные.
  • 5) Проведение экспериментов с рачками - изучение чувствительности их вестибулярного аппарата путем воздействия магнитного поля на магнитные опилки, которые искусственно вводятся рачкам вместо песчинок (давление песчинок на дно полости вестибулярного аппарата указывает рачку ориентацию силы тяжести).
  • 6) Подготовка экспериментов по созданию искусственной магнитосферы. Роль лаборатории - создание магнитометра для проведения экспериментов на космической станции "Мир" и, возможно, на космической станции "Альфа" по программе "Единство".
  • 7) Разработка серной лампы, эквивалентной по светимости 160 люминесцентным лампам (долговечность - 40000 часов, размер: шарик диаметром 35 мм).
    Какие у вас требования к студентам?
  • Хорошие знания в области атомной и квантовой физики, самостоятельность, и, кроме головы, руки, растущие из нужного места - наиболее необходимая вещь для студента, идущего в нашу лабораторию. Все нестандартное оборудование делается силами лаборатории в мастерских НИИЯФ. Очень приветствуется умение и желание работать на токарном, сверлильном и т. д. станках и способность не разбивать все вокруг.
  • Зачем вам кафедра биоизики? Приходите к нам. Работа есть, вас встретят с радостью.
    Обратно на содержание